Обновленческие реформы в Православии и примирение его с экуменической ересью - новая форма унии
Четвертый Вселенский Собор (роспись Успенского собора Киево-Печерской лавры)
Газета "Православный крест" систематически публикует материалы по проблеме т. н. «Всеправославного собора», в статьях анализируются проекты документов по темам его повестки. В последнем номере размещена публикация священника Михаил Новикова, посвященная вопросу «Связь с другими христианскими конфессиями» и проекту 1968 года «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
Н
апечатанный в книге о митрополите Никодиме (Ротове) (Сорокин В. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. С. 199–213), он имеет объемную вступительную часть и занимает 14 страниц. Разберем наиболее значимые, на наш взгляд, моменты.
Документ начинается следующими словами: «Православная Церковь одобряет начавшееся сближение с Армянской Церковью, Коптской Церковью, Сирийской Церковью Индии, Сирийской Церковью Антиохии, Эфиопской Церковью и Сиро-Халдейской Церковью Ирана. Она надеется на преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры, засвидетельствованной Священным Писанием и Священным Апостольским Преданием и хранимой в Церкви» (здесь и далее выделения свящ. М.Н., – примеч. ред.).
C первых же строк проекта налицо не просто какая-то двусмысленность, свойственная такого рода текстам, но – открытая и даже никак не аргументированная ложь. Православная Церковь не может «начинать сближение» и тем более «одобрять» что-либо в рамках сотрудничества с еретиками. Перечисленные выше «церкви» – это инославные сообщества, не принявшие постановлений Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Наименование «нехалкидонские» они получили в качестве указания на центральное место именно этого Собора в их оценке. В доктрине данных псевдоцерквей постулируется наличие только одной, единственной Божественной сущности Иисуса Христа, а Его человеческая природа отвергается. Отцы Четвертого Вселенского определили такое учение как ересь монофизитства и отлучили ее приверженцев от Церкви.
Итак, Православная Церковь не может «одобрять» ересь и «сближаться» с еретиками. Она – возглавляемое Христом двуединое целое: Церковь торжествующая и Церковь воинствующая; объемлющая в себе всех живых и усопших православных христиан всех времен и народов. Наша Церковь именуется Святой, Соборной и Апостольской, т. е. ее учение утверждено на Слове Божием, на канонах Святых Апостолов и Святых Отцов Вселенских Соборов.
Апостолы прямо запрещали православным христианам иметь общение с еретиками. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10), – наставлял богомудрый Павел. Так же учат и Святые Отцы. Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Кроме того, пусть братья наши решительно уклоняются и избегают бесед с теми, чье слово, как рак, распространяется (см.: 2 Тим. 2, 17). Апостол ведь говорит: „Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33), и еще: „Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит. 3, 10–11). <...> Хотя я знаю, что братья наши в Риме, охраняемые вашей предусмотрительностью, и сами достаточно осторожные и бдительные, не поймаются на удочку еретиков и не поддадутся обману – так крепко запомнили они наставления и заповеди Божии и так велик у них страх Божий. Но все же избыток тревоги или любви заставляет меня писать это: не завязывайте с такими людьми никаких сношений, не ешьте вместе с ними, не разговаривайте с ними; отделимся от них так, как они бежали из Церкви: написано ведь: „Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). Блаженный Апостол не только советует, но приказывает удаляться от таких: „Завещаем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое принято от нас" (2 Сол. 3, 6). Союза между верой и неверием не может быть».
Утопичны и надежды на «преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры». Разделений Церкви никогда не было, но в разные времена от нее отпадали неправомыслящие; пораженные смертельной духовной болезнью – ересью – члены, отделяясь от здорового Тела. «В Церкви никогда не было разделения, – свидетельствует преподобный Иустин Челийский, – было только отпадение от Церкви»; от нее «в разное время откалывались и отсекались еретики и раскольники, которые впоследствии перестали быть членами Церкви и частями ее Богочеловеческого Тела».
Далее в проекте говорится о способах «сближения» с членами «нехалкидонских» псевдоцерквей: «Основной метод сближения Православная Церковь видит в уничтожении вековой изоляции, в совместной работе, изучении и молитве, в создании единства понимания богословских, литургических, нравственно-практических и канонических вопросов. Осознавая наличие расхождений, вызванных веками разделения, Православная Церковь предлагает Восточным нехалкидонским церквам широкий обмен богословскими работами, профессорами и студентами, стремится усилить всякого рода общение в соответствующих комиссиях, консультациях и конференциях, предпринимая инициативу в создании смешанных групп изучения».
Ничего, кроме вреда (причем огромного!) от таковых действий не предвидится. «Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). – Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда безпредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святою Истиною; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью».
А «основной шаг» в предлагаемой практике этого «сближения» нельзя назвать иначе, как вопиющим беззаконием: «Один из основных шагов, который она [Церковь] считает полезным сделать, – это разрешить духовенству и мирянам Православной Церкви молиться вместе с членами Восточных нехалкидонских церквей».
10-е и 45-е правила Святых Апостолов категорически запрещают молитву с еретиками, грозя епископам и священнослужителям извержением из сана, а мирянам – отлучением от Церкви. Поэтому непонятно, к чему авторы проекта буквально в следующем предложении объявляют «своим принципом верность Вселенскому Православию в его вероучении, нравоучении и каноническом устройстве», – верность, которую они предумышлено не хранят.
Вызывает недоумение и другое утверждение документа: «Православная Церковь признает апостольское преемство иерархии в Восточных нехалкидонских церквах». Но это тоже неправда! Церковь Христова не признает апостольского преемства у еретиков. Святитель Василий Великий пишет: «Ибо, хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство». Таким образом, в отношении еретиков-монофизитов проект неоспоримо расходится с учением Православной Церкви.
Посмотрим теперь, что сказано в нем о католицизме. Итак, подпункт «в», «Православие и Римско-Католическая Церковь»: «Православные автокефальные Церкви видят в Римско-Католической Церкви западную ветвь Древней Церкви, от которой произошли различные Церкви западной традиции, так что они связывают с нею в известной мере Старокатолическую, Англиканскую Церкви и Церкви протестантской реформации».
В Никео-Цареградском Символе Веры, принятом всеми Православными Поместными Церквами, сказано: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Эта Церковь – Православная. Она и древняя, и вечно молодая, и только она – Единая Святая, Соборная и Апостольская. Римская лжецерковь, бывшая некогда тоже Поместной Церковью, ветвью Единой Православной Церкви, по причине принятия ею неправых догматов отпала, соделавшись как бы мертвою. Вот как Православная Церковь смотрит на римскую лжецерковь и на произошедшие от нее «церкви западной традиции», т. е., по сути, ереси и секты. Преподобный Амвросий Оптинский наставлял: «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских Соборов <…>. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение <…>. Римская церковь <…>, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».
Колонна у храма Гроба Господня, на которую сошел Благодатный Огонь в 1579 году, когда представители армянской монофизитской «церкви» не пустили православных в храм
Далее авторы документа делают еще одно лукавое заявление: «Христианские взаимоотношения последнего времени (т. е. экуменические контакты), побуждаемые и вдохновляемые Божественным призывом „Да вси едино будут" (Ин. 17, 21), в том числе православные совещания на острове Родосе, Второй ватиканский собор Римской Церкви, встречи и практическая деятельность представителей Православия, католичества и протестантства, требуют сближения между восточными и западными христианами для восстановления единства».
Если вдуматься в это предложение, то получается, что экуменические контакты продвигаются не людьми, не масонами, а идет какой-то самостоятельный стихийный процесс, якобы вдохновленный словами Спасителя. Но ведь это неправда! Отнюдь не Христос и Его Слово стали основанием первых экуменических конференций, их зачинщики – сатана и его служители. В 1946 году в масонском журнале «Le Tеmple» было опубликовано следующее признание «вольных каменщиков»: «Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей <…>, немало обязана нашему ордену <…>. При возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших англо-саксонских скандинавских братьев было определяющим, и их деятельность была неустанно направлена на организацию так называемого христианского единства». Нет сомнений и в том, что предстоящий в 2016 году лжесобор, имеющий целью проведение реформации во всех Поместных Православных Церквях и склонение их под власть «восточного папы» – Константинопольского Патриарха Варфоломея, – также инициатива антихристианского общества.
«Область практического приложения любви христианской чрезвычайно обширна, – продолжают авторы проекта. – В наше время, исполненное тревоги за судьбы мира, главнейший пункт практической совместной христианской деятельности составляет служение примирению человечества».
И отсюда, от этого «служения примирению», перекидывается мостик к следующей теме соборного каталога – «Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы». Удивительно! Всего лишь в одном предложении открывается вся суть вопроса. Т. е., иными словами, главным побуждением к продолжению экуменических контактов «православных» модернистов с еретиками является «борьба за мир во всем мире». А «диалог любви» – важнейшее к этому средство.
В заключение проекта авторы, верные до конца избранному стилю изложения, «со смирением и послушанием Богу» предают «это дело в руки Божии». Но смирение и послушание прежде всего выражаются в стремлении к исполнению воли Божией, Его заповедей, в следовании Его учению, т. е. учению Вселенских Соборов и Святых Отцов. Попирающие и нарушающие Божественные постановления не могут иметь послушания и проистекающего из него смирения. Соответственно и авторы проекта отнюдь не отличались смирением, поскольку дерзнули свое ложное мнение поставить выше учения Святых Апостолов и Отцов. Оптинский старец Амвросий наставлял: «Как пишет древний Святой Отец преподобный Иоанн Лествичник, гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: „Един Бог и едина вера"».
Что же в итоге? Данный проект со всей ясностью еще раз подтверждает, что предстоящий «Всеправославный собор» – как по своему происхождению, так по целям и задачам – не православен, лишен благодати, и организаторами его движет отнюдь не Святый Дух. Это собрание представителей Поместных Православных Церквей, предназначенное для проведения в жизнь Церкви Христовой обновленческих реформ. Но Православие с ересью примирить невозможно, ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).
Священник Михаил НОВИКОВ
церкви
Церковь
только
православной
святых
Церковью
пишет
Православная
христианской
разделения
еретиками
братья
проекта
«Православная
Отцов
благодати
словами
экуменических
Церкви»
авторы